Кировск. Часть 1.

Статья будет состоять из двух частей: первая — про Кировск, вторая про цель нашей поездки — могул-кэмп.

Кировск — небольшой город, расположенный на юге Кольского полуострова, Мурманской области. Население города — около 25 тыс. человек. Высота над уровнем моря — примерно 350 м. Город с трёх сторон окружён горами Хибины. Это самые высокие горы в северо-западной части России (1000+ м). Если сравнивать с нашими Северо-Кавказскими горами, то кажется, что это ни о чём, но для горнолыжника самое главное — высота снежного покрова. Мы были в середине апреля, и в самом городе были сугробы по 2–3 метра. И это при практически бесснежной зиме по всей России! По словам местных жителей, в снежную зиму вместо дорог — тоннели, а по бокам снег лежит слоем в несколько метров. Пожалуй столько снега бывает наверное где-нибудь в Японии.
Но плюс таких малых высот в том, что нет кислородного голодания и не нужна акклиматизация, в отличие от того же Эльбруса (особенно в начале сезона, где каталка происходит как правило Гарабаши-Мир, т. е. 3800…3500 метров над уровнем моря).

Дорога

Ближайший к Кировску аэропорт — Апатиты, находится в 30–40 минутах езды. В нескольких часах пути есть аэропорт Мурманска. Рейсов на данный момент много, но, к сожалению, прямых с Минеральных Вод не было — только с пересадками в Москве или Санкт-Петербурге и с очень долгой пересадкой. Поэтому решили доехать до Москвы на поезде, погулять там два дня, а оттуда лететь самолётом до Апатитов. По времени вышло чуть дольше, зато немного удобнее и дешевле.

Лыжный инвентарь заранее отправили через СДЭК. Из Армавира до Кировска две пары лыж и сумка с ботинками, шлемами, одеждой и прочим обошлись в 7000 руб. (2 места по 16 кг). Обратно тем же СДЭКом (плюс пара килограммов) до Армавира вышло дешевле — 4400 руб. Причём калькулятор на сайте СДЭКа тоже показывал меньшую стоимость. В общем, получилось ~12 тыс. рублей в обе стороны. СДЭК очень дорогая по негабаритным грузам, но, к сожалению, в Кировске нет «Деловых линий», ПЭК или GTD — с ними вышло бы в 2–3 раза дешевле. Но в любом случае получилось дешевле, чем платить за багаж при перелете и не пришлось бы с ним таскаться по Москве.
Трансфер из аэропорта стоит 1500–2000 руб. за машину. Есть автобус №130, который ходит каждые 2 часа.

Проживание

Горнолыжный спорт и туризм в Кировске начали активно развиваться буквально последние 2–3 года. На склонах строят новые подъёмники и трассы, а вот с жильём есть сложности. В городе в основном многоэтажки, и практически нет гостиниц, гостевых домов и частного сектора. Средний ценник на квартиру — 5000 руб./сутки. Через «Авито» и «суточно» дороже, лучше бронировать через местные агентства. Один из популярных сайтов: https://dom.hibiny4you.ru.
Как и везде, чем ближе к подъёмнику — тем дороже. Самые дорогие квартиры на ул. Олимпийской (дома 87, 89, 79, 85, 83, 81). В апреле, в этих домах предложений уже не было и по словам некоторых арендаторов, у них все расписано уже по март 2026 года включительно, т. е. на год вперед!

Мы забронировали однокомнатную квартиру ещё осенью, на ул. Олимпийской, д. 81 (первый этаж, дальний подъезд) за 5000 руб./сутки. Идти до подъёмника в горнолыжных ботинках — около 10 минут. Из-за малоснежной зимы обратно ходили пешком, но при большом кол-ве снега можно спуститься на лыжах к практически любому дому (т. е. ski-in). Можно снять жильё подешевле, но дальше: либо платить за близость, либо экономить и пользоваться такси.

Вид на северный склон BigWood

Такси и траспорт

Поездка по городу стоит 250–300 рублей. Яндекс.Такси здесь почти не работает. Есть местное приложение Drivee: особенность в том, что цену назначает клиент. Мы пользовались такси всего дважды — при отправке и получении инвентаря через СДЭК. В остальное время ходили пешком: город компактный, весь можно обойти за 20–30 минут.
Таксисты очень вежливые, раговорчивые и приветливые (даже не русские). Ездят аккуратно, чувствуешь себя абсолютно комфортно. У многих установлены прищепки или боксы для снаряжения. Да и вообще культура езды здесь кардинально отличается от Армавира и вообще нашего региона. Особенно заметно уважение к пешеходам.
К горнолыжке постоянно подьезжали какие-то автобусы и маршрутки, т. е. общественный транспорт тоже ходит до курорта.
Есть прокат авто по приемлемым ценам: от 1400 руб./сутки за легковую машину до 3000+ руб. за внедорожник. Это выгоднее, чем такси или маршрутки в Мурманск или Териберку.

Инфраструктура


В городе много прокатов, шашлычных, кафе и ресторанов, «Пятёрочек», OZON, Wildberries, есть «Магнит». Цены как в среднем по России. Есть небольшой рынок — не попали из-за нехватки времени, но советуют попробовать морошковое варенье. Естественно очень много разных морепродуктов. В общем с голоду умереть тут сложно.

Культурная программа

Мы выделили два дня на культ. программу по Москве: попали на день космонавтики, посетили павильоны «Космос» и «Атом» на ВДНХ, Кремль, Оружейную палату и т.д.

Но пожив в Кировске, поняли, что в следующий раз стоит заложить несколько дней на экскурсии в самом городе и окрестностях. Здесь есть туры на снегоходах, снегоступах по Хибинам, купание в Белом море, поездки в Териберку, Мурманск, охота за северным сиянием и многое другое. Летом популярны сплавы, рыбалка.

Из-за ежедневных тренировок у нас времени особо не было, успели только посетить местный минералогический музей. В нем выставлены образцы со всего мира, есть интерактивные стенды о добыче и обработке минералов, находки с ВОВ и много всего интересного.

Погода

В Кировске очень непредсказуемая погода, особенно ветер. Даже по данным Windy или Windguru прогнозы не совпадают с реальностью. Температура часто на 3–5 градусов выше прогноза. Осадки тоже сложно предугадать.
В один катальный день мы попадали в штиль и ветер до 15м/с, солнце, а через 5 минут огромные, снежные хлопья, а после обеда в этот же день дождь. Летающих собак лично я не видел, но буквально за неделю до приезда видел ролик как лыжебордеры не могли спуститься вниз по склону из-за сильного ветра, который толкал их обратно в гору.
В плохую погоду многие катальщики идут в местный бассейн (по отзывам — неплохой).

Склоны и катание

Основной курорт — BigWood. Здесь около 30 км трасс, 11 подъёмников (7 бугельных, 1 кресельный и один СШОР). Перепад высот ~500м. Два склона — южный и северный. Подробнее лучше смотреть на сайте курорта. Пик сезона (новогодний тариф) в 2024/25 длится с 7 марта по 11 мая. Ски-пасс стоит 3000 руб., катание — с 9:00 до 18:50 (почти 10 часов!). Вечернее катание — с 20:00 до 23:00.

Трассы широкие, с искусственным оснежением. Рельеф равномерный — улететь куда-то с трассы почти невозможно. Для карвинга — идеально. Очень много молодежи и бордистов по сравнению с другими курортами. Сноупарка нет, но на северном склоне есть места для прыжков. Лес местами густой, но кататься можно. Фрирайд возможен, но нам не повезло: вне трасс всё было в льду. Есть своя лавинная служба (кстати одна из самых старейших). В один из дней обстреливали козырьки и спускали лавины. Курорт кстати не требует аккредитации инструкторов, поэтому много тренеров для продвинутого обучения.

Очень понравился новый подьемник на южном склоне — 8 мест, но как в Архызе 10-ти местный. Мягкие сиденья, в один карман влезает 3 сноуборда и еще остается место для лыж. Производство «руслет». Если сравнивать с подьемниками на Эльбрусе, то на Эльбрусе — жигули, в Кировске — мерседес. Кресельный подьемник на юге тоже достаточно удобный, с экранами и кажется с подогревом.

Недалеко от Кировска есть еще один курорт: Кукисвумчорр (или 25 км). Это что-то типа местного Чегета. Но здесь только бугеля. Зато смешная стоимость скипассов: 7000 руб за 5 дней катания и он почти всегда открыт в ветер, в отличии от биг-вуда. Сайт 25chorr.ru

Ехать или нет?

Один раз точно стоит сьездить, и обязательно совместить катание с экскурсиями. А ехать только ради фрирайда точно не стоит — очень высокий риск не покатать. Главный минус — очень непредсказуемая погода.

Апрель и мая — здесь бархатный сезон. И еще нужно учитывать, что это север и в декабре-январе здесь полярная ночь, т. е. катание возможно только при искусственном освещении. Мы были в середине апреля, в Кировске темнело примерно в половину десятого вечера.

Южный склон в Кировске

Во второй части расскажу немного про могул кэмп, а также покажу свой прогресс в прохождении бугров за 3 кэмпа.

Оставьте комментарий